Взрослые и дети — дружеские отношения в семье

Родителям

Как возникает дружба в семье? Нужно ли быть другом своему ребенку? Как выстроить доверительные отношения с ребенком? Какие предъявлять требования к своему ребенку? Нужно ли учить детей помогать? - ответы на эти вопросы в нашей статье.

Как подружиться с ребенком?

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что взрослые дружат со взрослыми, а дети дружат с детьми, что ребенок еще мал что-нибудь понимать в дружбе, в отношениях, в жизни... Такие родители считают, что единственно верным может быть только их мнение. Они не идут ни на какие уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, - но тогда это уже не ребенок, а солдатик, марширующей по жизни. У таких взрослых есть образ ребенка, и они постоянно подгоняют живого ребенка под образ, и ох как тяжело ребенку живется, если он не входит в параметры представлений родителей. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда их поведение соответствует завышенным требованиям.

Мне бы не хотелось воспитываться в такой семье. Конечно, одинаковых семей не существует. В каждой из них свои традиции и особенности. Но, несмотря на различия, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая  особенность – ровные, доброжелательные отношения в семье. Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, взаимопомощи, отзывчивости ) могут быть только дружественные отношения на равных.

Необходимо помнить, что изнеженность расслабляет, а суровость подавляет. Требования, которые ребенок выполнить не может, вызывают в нем чувство беспомощности, бессилия и ожесточенности по отношению к родителям.

Нельзя управлять поведением малыша сверх меры, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, потому что ребенок не научится принимать решения сам. Особенно вредно непостоянство родителей и расхождение требований взрослых. Ребенок теряется и не знает, какое поведение является правильным, когда только что любящая и нежная мама превращается в орущую и грубую тетку. Постоянный резкий тон, приказания, крик и телесные наказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно быстро и легко забывают и прощают обиды, нужно стараться избегать этого. И главное - с ребенком всегда можно договориться и ему можно все объяснить, только иногда на это нужно потратить много времени и сил. Ведь дети, как и все живое на Земле, нуждается в заботе и ласке. Дождь поливает растения - забота - так и мама поет колыбельную, согревает постель перед сном, кормит семью вкусным ужином. Солнце дает растением свет - ласка - так и мама нежным словом поддерживает ребенка, объясняет ему как поступать правильно.

Как построить дружеские отношения с детьми?

Отмечайте достижения ребенка

Каждый день нужно отмечать любые достижения ребенка, поощрять его лаской, улыбкой, одобрительным словом. Тогда у него выстроится система положительных образов, которую он будет использовать в своей жизни. Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение, помогает трудиться и жить. Поэтому нельзя ходить с мрачным настроением, скучным лицом даже тогда, когда настроение у вас неважное. Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и стремиться к большему. Однако необходимо всегда учитывать, что изнеженность расслабляет, а суровость подавляет. Требования, которые ребенок выполнить не может, вызывают в нем чувство беспомощности, бессилия и ожесточенности по отношению к родителям.

Говорите детям правду

Правдивость – основа доверительных отношений. А без него не бывает ни дружбы, ни любви. Стало быть, заботясь о будущем ребенка, стоит поломать голову, как же надежнее и прочнее воспитать в нем правдивость. Первое и основное: никогда не обманывайте малыша! Обещали – сделайте. Держите слово перед ребенком всегда и во всем. Сказали, что в наказание отдадите билеты в цирк соседскому мальчишке, пошли и сделали соседям неожиданный сюрприз. Никакие деньги не заменят авторитет и доверие вашего ребенка к вам. Обещали в выходной сходить в игровую комнату, повеселитесь там вместе с малышом, а потом обсудите, как вам было весело и приятно провести время друг с другом.  Воспитание примером надежнее воспитания словами. И не пугайте ребенка ни милиционером, ни Бабайкой. Ребенок быстрее смекнет, что вы преувеличиваете, потому что никто за ним не приходит, никуда не уводит, а значит ваши слова — пустой звук, и можно не обращать внимания.И еще рассказывайте правдивые истории, разумеется, на уровне понимания малыша, в которых добро побеждает зло, щедрость берет верх над жадностью, смелость над трусостью.

Делитесь переживаниями и чувствами

Нам часто кажется, что дети еще малы, чтобы посвящать их в наши переживания, эмоции и проблемы. Открывая свой внутренний мир, мы учим детей сопереживать и сочувствовать, формируем нравственность ребенка, важные черты его характера. Глядя на нас, ребенок учится владеть своими эмоциями, управлять своими чувствами. А самое главное, чему мы учим детей, раскрывая им свою душу, это пониманию, что близкие всегда рядом, всегда подставят свое плечо или просто порадуются за успехи.

Нужно помнить, что дети очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делитесь с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины – часть сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы, о своей усталости, кто и что вас сегодня огорчило или обрадовало. Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь, позаботиться. Смело расскажите ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительных отношениях, когда взрослый не боится выглядеть странным и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей и помощников. А как же воспитать ребенка, чтобы из него вырос настоящий помощник не только для мамы и папы?

Как научить ребенка помогать?

Давно известно, что совместный труд сближает. Когда вы делаете одно общее дело, все ваши силы направлены на один результат, добившись которого, вы испытываете истинное чувство удовольствия не только от итогов, но и от процесса. Детям не доступна функция планирования, вся их деятельность только ради деятельности, ради процесса. Поэтому с раннего детства позволяйте ребенку помогать вам.

Труд в семье, совместный труд с родителями формирует основные сильные свойства характера: чувство ответственности, выносливость и настойчивость, инициативу и самообладание. 

Часто мы останавливаем ребенка такими словами: "Ты мешаешь мне убираться", "Иди, поиграй, пока я вымою посуду", "Не лезь, отобьешь себе пальцы". В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость от состояния взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками. Пройдет всего несколько лет, и заставить его помогать вам будет уже очень трудно, потому что он не привык.

 

Учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом: ой, оцарапается, ой, ошпарится… Рвется вымыть посуду – подставляйте стул, регулируйте температуру воды, уберите из раковины ножи и вперед. Конечно, будет разлито много воды и придется менять одежду, и наверняка будет разбитая тарелка или чашка… Но это бесценный опыт. Подбадривайте ребенка, как ловко получается у него мыть ложки, как блестят чашки. Учите стирать свои носочки и трусики в конце каждого дня. Это поможет малышу следить за собой, быть более опрятным  и аккуратным. Согласитесь: жизнь без риска невозможна. Неужели Вы хотите превратить существование своего ребенка в стерильное, бездеятельное присутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки молоток, половую тряпку, швабру, лейку, ножик… Наша дочь в три года сама нарезает огурцы в салат, для этого мы используем керамический нож, маленького размера, как раз для ее руки. А когда мы с ней готовим яблочный пирог, нарезать яблоки - это только ее обязанность. Присматривайте за ребенком, направляйте его усилия, помогайте – не слишком навязчиво. Порезался – смажьте пальчик йодом. Понятно, мастерами не родятся, мастерами становятся, к сожалению, не сразу. Так что не ждите чуда. Важно, чтобы малыш как можно раньше почувствовал: могу! Забить гвоздь, убрать комнату, нарезать морковку в суп… Его усилия должны быть пусть не очень большими, но обязательно осмысленными, приносящими пользу.

Именно поэтому так важно уловить период, когда ребенок сам стремится помогать и трудиться, делать полезные дела по дому, на даче. И ничего, что время от времени, что-то будет ломаться и разбиваться, рассыпаться и расплескиваться, падать и разливаться. С каждым разом у него все будет получаться лучше и лучше.

Подведем итоги

 

Каждый день общения с вашим ребенком - день счастья и радости. Делитесь своими эмоциями, рассказывайте о своих чувствах, просите совета в решении жизненных проблем. Ведь детский разум не успел приобрести шаблонное мышление и поэтому видит мир иначе. Иногда дети вносят дельные предложения, нужно только уметь прислушиваться к ним. 

Будьте примером - слово и дело должны идти бок о бок в вашей семье. И самое главное - любовь - ей должно быть пропитано все: отношения супругов, режимные моменты, совместная деятельность и каждая секунда жизни.