Как приучить ребенка к детскому саду

Родителям

Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы первые недели прошли для него спокойно и безболезненно, какими навыками он должен обладать, что должны делать родители в этот период - обо всем этом читайте в нашей статье.

Когда начинать адаптацию?

Лучшим периодом года для поступления в новый коллектив считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; программы занятий в детском саду только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Обычно в ясли принимают ребенка с двух лет. Если у мамы есть возможность остаться с ребенком дома до 3 лет, нужно ей воспользоваться.

Во время привыкания к детскому саду ваш ребенок учится находиться в коллективе, привыкает к его правилам, кроме того, социальное окружение (детский коллектив, педагоги) тоже должны привыкнуть и адаптироваться к особенностям ребёнка, иными словами это активная работа ребенка, семьи, сверстников, педагогов и родителей.

Многие мамы сталкиваются с частыми простудными заболеваниями во время привыкания - это естественный процесс, ребенок вырабатывает иммунитет на коллектив и место, в котором находится. Известный минский педиатр Д. Чеснов предлагает относится к этому спокойно: "Когда ребёнок идёт в детский сад и начинает часто болеть - это не так плохо. У него формируется мощная перспективная база. Даже если он болеет по 8 раз в год простудными болячками - это можно считать нормой, если они не переходят в осложнения, не протекают в тяжёлой форме. Это закалка иммунитета". (Из интервью доктора Д. Чеснова https://sputnik.by/live/20170317/1027894222/izvestnyj-pediatr-rasskazal-kak-ukrepit-detskij-immunitet-i-nado-li-delat-privivki.html )

Как начинать адаптацию?

Привыкание и подготовка должны быть постепеннымы. Нельзя оставлять ребенка на целый день сразу. Первую неделю приводите ребенка на 2 часа, с 10 до 12. В детском саду это время посвящено либо прогулке, либо играм. Затем по общей договоренности с педагогом и ребенком оставьте малыша пообедать. Придите в группу в точно назначенное время, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в ваших словах и действиях. Затем приведите его и на завтрак. А к концу месяца оставляйте на время сна. И помните, Ваши слова и действия должны быть взаимосвязаны. Это важное условие протекания легкой адаптации.

Что должен уметь ребёнок до поступления в детский сад?

Малышу будет легче привыкать к требованиям группы детского сада, если он заранее дома овладеет некоторыми культурно-гигиеническими навыками. Дети, приученные к участию в процессе одевания, раздевания, умывания, умеющие садиться на горшок, самостоятельно пользоваться ложкой, чувствуют себя спокойнее, увереннее. Они не испытывают такого напряжения и страха, как малыши, не владеющие простейшими навыками самообслуживания. К пребыванию в саду быстрее привыкают ребята тех родителей, которые поощряют их самостоятельность и не подавляют инициативу.

Чтобы успешно приучить ребенка к новым условиям, желательно освоить некоторые навыки, которые помогут ему быть самостоятельным в детском саду, не зависящим от взрослого. К двум годам заботливые родители учат своих детей самостоятельно одеваться (трусики, штаны, шапка, ботинки). Ребенок одевает некоторые предметы одежды, а взрослый помогает застегивать. К этому возрасту малышу желательно освоить горшок и подружиться с ним. Учите ребенка навыкам самообслуживания, потому что у самостоятельного малыша меньше поводов для расстройства в детском коллективе.

Навыки ребёнка в два года

самостоятельно одевать некоторые предметы одежды, раздеваться
57%
самостоятельно проситься и ходить на горшок
61%
есть ложкой и пить из чашки
72%
убирать свои игрушки
84%

Чего нельзя делать во время поступления в детский сад

Нельзя пугать детским садом и рассказывать, что малышу там будет худо. Часто можно услышать от мам такую фразу: «Будешь себя плохо вести, пойдешь в детский сад». Это выражение категорически нельзя использовать.

Нельзя нарушать режим сна во время адаптации — это причина плаксивости. Для детей крайне важно спать не менее 10 часов ночью и до 2,5 часов – днем.

Нельзя перегружать нервную систему в период привыкания — сократите время просмотра мультиков.

Во время адаптации нельзя ходить в цирк, театр, гости, повремените с шумными компаниями.

Советы родителям

Сообщайте педагогам и людям, которые будут находиться с вашим ребенком,  о личностных особенностях малыша.

При выраженных невротических реакциях обращайтесь к участковому педиатру или узкому специалисту.

Внушайте ребенку, что детский сад — это очень здорово, что малыш стал таким большим, чтобы общаться с другими детьми в коллективе и находиться без родителей.

Поддерживайте инициативу педагога и сотрудничайте с ним во всем.

Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Скрывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в новый коллектив.

Готовьте ребенка к временной разлуке с вами и давайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

Активно радуйтесь удачам малыша.

Создавайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?

Шаг 1

Когда вы приучаете ребенка к детскому саду, очень помогают сказки о садике, которые Вы можете придумывать сами для своего малыша. Главный герой сказки, обычно какой-нибудь зверек сталкивается с проблемой и удачно ее решает. Сказки могут быть на самые разные садовские темы: первый день, кормление, сон, гигиенические процедуры и так далее. Сейчас много интересных книг для детей и родителей. Вот, например, одна из них автора Ольги Евгеньевны Громовой «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации.»

Шаг 2

Дети плачут и расстраиваются еще от того, что беспокоятся о своих родителях: «Как же там мама без меня?» Это случается из-за страха остаться без ухода и вообще без родителя.  Малыш волнуется о вас, о вашей безопасности, случись с вами что, вы можете не вернуться за ним. Поэтому всегда рассказывайте по дороге в детский сад ежедневно четкий план вашего рабочего дня: куда идете, что делаете, с кем работаете. Сравнивайте свой день и день ребенка. Например: «Пока ты будешь завтракать я доберусь до работы, потом буду составлять отчет, а когда ты будешь обедать, у меня тоже будет обеденный перерыв. Когда ты будешь спать я буду обзванивать клиентов нашей фирмы, чтобы они забрали свои заказы. А когда ты проснешься  и будешь кушать, я уже буду ехать в автобусе (машине) обратно за тобой». Такой четкий план даст уверенность малышу, что вас можно отпустить, что с вами ничего опасного случится не может и вы обязательно вернетесь.

Если у вас сохранились теплые воспоминания о своем детстве, о том, как вам было весело играть со сверстниками в детском саду, делитесь ими со своим малышом, будьте для него примером.

Шаг 3

Что еще нужно вашему малышу во время адаптации, так это спокойствие и уравновешенность родителей. Сохранять их нелегко, но, приняв решение однократно, будьте последовательны, точны и честны. Хвалите посещение малышом детского сада, возносите это до небес, рассказывайте всем и везде, как гордитесь своим сыном или дочкой, какой он самостоятельный и смелый ребенок, как здорово он приучается к новым условиям, педагогам и коллективу.

Шаг 4

Выстраивайте каждое утро систему положительных образов. Рассказывайте ребенку только самое хорошее, что может с ним случится: игры с ребятами, походы на прогулку, интересные сказки от педагога. Избегайте угрожающих, грустных и скучных слов и фраз. Избегайте употребления частицы «не». Заменяйте предложения с частицей на позитивные. «В саду совсем не страшно» замените «В саду интересно», а вместо «Не волнуйся» лучше сказать «Будь спокоен». В периоды волнения ребенок не воспринимает частицу «не», получается, что ваша фраза доходит до сознания ребенка с искажённым смыслом,  он слышит «В саду страшно».

Шаг 5

Настраивайте малыша как можно положительнее к поступлению в детский сад. Чтобы ребенку было комфортно и спокойно в новой обстановке, дайте ему с собой какой-нибудь важный предмет. Хорошо действует на детей связка ключей. При расставании с ребенком скажите, что он теперь хранитель ключей от дома, и что мама обязательно за ним вернется, чтобы они вместе отправились домой. Конечно, любимые игрушки – лучшие помощники в деле адаптации. Расскажите, что ребенок ведет в детский сад мишку, что мишка взволнован немного, переживает. А малыш идет с другом, чтобы поддержать его и оказать помощь.

Шаг 6

Выражайте радость при встрече с ребенком после дня проведенного порознь. Мы с дочерью придумали два ритуала, которыми пользуемся и теперь. При расставании мы дарили друг другу поцелуйчики и клали их в карманы со словами: «Если тебе будет грустно и скучно без мамы, доставай поцелуйчик из кармашка и прикладывай к щечке, грусть твоя пройдет, а сердечно наполнится радостью. Тоже буду делать и я». Ещё мы придумали протянуть волшебные золотые тонкие невидимые ниточки от маминого сердечка до сердца доченьки. Я ей говорила: «Эти нити волшебные, они соединяют наши сердца, если ты подергаешь за них, я почувствую, что тебе грустно, мысленно приласкаю тебя и пожалею, и тебе будет радостней». Когда приходила забирать дочь из сада, она всегда у меня спрашивала, чувствовала ли я, что она дергала за ниточки, рассказывала, как доставала поцелуйчик, как хранила и берегла его. Я ей всегда отвечала взаимностью.