Как рисовать с ребенком до трех лет?

Как рисовать с ребенком до трех лет?

Игры Рисование Родителям Творчество

Как рисует ребенок в год? А как творит в два года? Какое значение рисование оказывает на развитие ребенка? Как игры с красками влияют на сенсорное развитие ребенка? Зачем детям раннего возраста играть с красками? Какие материалы предлагать детям двух лет? Что такое сотворчество ребенка и взрослого?

Как рисование влияет на развитие ребенка?

Возраст от года до двух с половиной лет - это подготовительный этап изобразительной деятельности, его еще называют преддеятельность.

У детей в этом возрасте нет преднамеренности в процессе, их привлекает действие с материалом: карандаш или мелок оставляет след, краска липкая и жидкая, и тоже оставляет след. В этом возрасте мы не учим ребенка рисовать - мы предлагаем ему краску как материал для исследования.

Изучая свойства материалов, ребенок познает окружающий мир, а его мозг сравнивает свойства предложенных материалов и активно работает. Все, что ребенок в этом возрасте делает руками, активизирует определенные зоны мозга, что в целом хорошо сказывается на развитии. Изучая карандаши и краски, ребенок знакомится с цветом, состоянием (твердый и жидкий), пространством (положение на листе бумаги) - это хорошо влияет на сенсорное развитие малыша. Рисуя и оставляя след на бумаге, ребенок познает положение в пространстве: расположение его отпечатков на листе помогает в этом, вот почему многие дети любят просто закрашивать лист одним цветом.

Ребенок смешивает цвета краски и получает новые - здесь активно работает глаз, ребенок воспринимает цвет не как нечто постоянное, он начинает понимать, что он может повлиять на него.

Ребенок, играя с красками, смешивая их, опуская в них руки, получает много положительных эмоций, а значит, рисование влияет и на эмоциональный мир ребенка. Рисование успокаивает, оно полезно для очень подвижных и активных детей. Во время изобразительной деятельности ребенок может сосредоточиться на несколько минут, а значит, рисование влияет на развитие внимания.

Ребенок в возрасте до трех лет не рисует, он играет с краской. И если в этом возрасте ребенок не пройдет этот этап познания изобразительных материалов, он будет восполнять этот пробел в позднем возрасте.

Рисование в раннем возрасте дает прежде всего развитие мелкой моторики и сенсорное развитие, а значит, развитие речи и психическое развитие. Следует также помнить: полноценное цветоразличение, которое обеспечивается созреванием колбочковых систем сетчатки и мозговых зрительных структур, развивается постепенно - к трём годам. Учитывая это, можно сказать, что рисование красками в раннем детстве способствует развитию цветовосприятия.

Но главное - рисование помогает установлению контакта между матерью и ребенком, между ребенком и взрослым (педагогом, например) и другими детьми (на развивающих занятиях).

Рисование помогает развивать сосредоточенность. Причём, свободное рисование, а не эскиз на заданную тему. Рисование - это своего рода медитация и полное расслабление. Оно борется с эмоциями низких вибраций, начиная с печали. А ещё рисование замечательно прогоняет страхи.

Рисование снимает тревожность.

Рисование улучшает связи между нейронами мозга, в процессе работают оба полушария мозга - влияние творческого процесса на мозг очень велико и оправдано.

Как начинать рисовать? Как выбрать материалы для рисования?

Можно начинать рисование, когда ваш малыш уверенно сядет. Это происходит приблизительно в семь месяцев. В возрасте от года до двух лет ребенок проявляет большой интерес к действиям карандашом (карандаши лучше выбирать трехгранные, хорошо оставляющие след, на первых этапах достаточно шести цветов).

Обязательно в вашем уголке для творчества должны быть и восковые мелки, которые при покупке лучше выбирать без этикетки на мелке.

Краски выбираем пальчиковые или нетоксичную детскую гуашь (коробки оформлены персонажами мультфильмов). Для самых маленьких достаточно шести цветов. Лично я с дочерью всегда покупала и рисовала разными красками, и пальчиковыми и гуашью. Но консистенция пальчиковой краски отличается от гуаши, и сама картинка после высыхания получается другой по яркости. Сейчас в интернете можно найти множество рецептов для создания красок в домашних условиях.

Главное условие - вы и ваш ребенок от совместного творчества должны получать удовольствие. Пусть малыш делает только то, что он сам хочет. Дайте ему свободу. Ведь то, что делает ребенок - это игра, в данном случае игра с кисточкой краской и бумагой - сенсомоторная игра, малыш обращает внимание на цветное пятно и начинает играть с ним.

  • Выбираем бумагу. Возьмите лист бумаги формата А3. Можно купить ватман и разрезать его на несколько равных частей. Можно использовать акварельную бумагу, которая продается блоками. Чем младше ребенок, тем больше формат листа, так как детям одного-двух лет нельзя ограничивать пространство для рисования. Двух-трех листов для одного занятия достаточно.
  • Рабочее место и экипировка малыша. Для годовалых малышей можно использовать специальные фартуки для юных художников с нарукавниками, но лучше всего надеть старую футболку или кофточку, которую можно не стирать - тогда через несколько занятий вам на память останется неповторимой красоты кофточка. Мы с дочерью устраивали занятия по рисованию вечером, перед купанием, она рисовала, сидя в одном подгузнике. Подготовка к процессу рисования - очень важные стартовые условия. Стул и стол для кормления, если есть возможность, лучше не использовать, пусть он работает по назначению. Письменный стол наиболее удобен, его лучше застелить однотонной (чтобы яркий рисунок не отвлекал малыша) клеенкой. Практика показывает: за письменным столом малыш очень быстро осознает, что краска не еда, ее нельзя брать в рот.
  • Знакомство с краской. В первый раз выберите только один цвет для знакомства, лучше выбирать оранжевый или желтый, так как красная краска может испугать малыша. Разведите краску до консистенции сметаны в тарелочке, в которую ребенок с легкостью может поместить свои руки и обмакнуть их в краску. Покажите эту волшебную тарелочку, окуните свой палец, оставьте след на листе, понаблюдайте за ребенком. Некоторые чистюли поначалу боятся испачкаться.
  • Показывайте пример. Окуните свою ладошку и оставьте еще один след, предложите малышу повторить. Ребенок обязательно заинтересуется, только ему для всего нужно время. Садитесь рядом и придумайте сказку про то, как маленькая ладошка грустила, а потом стала веселой, когда познакомилась с красками.
  • Предлагаем разные цвета. Каждое новое рисование знакомьте с новой краской. Потом предлагайте два цвета и больше, ребенок сам быстро сообразит, что их можно смешать. Используйте белила, они позволяют создавать различные оттенки. Если малыш активно рисует и ему нравится этот процесс краска будет расходоваться достаточно быстро: одного набора из шести цветов хватает на два-три занятия.
  • Знакомим с кисточкой. Когда ребенок освоит цвета, можно познакомить с кисточкой, она должна быть крупной, с мягким и широким ворсом. Нужно просто положить кисть, но не настаивать на работе с ней, придет время и ребенок сам обратит на нее внимание. Ребенок в этом возрасте может рисовать любой рукой. Можно давать кисть в каждую руку. На первых этапах знакомства с кистью родители используют метод "пассивных движений", то есть обхватывают руку ребенка, и направляют движение кисти по бумаге. Учите сразу держать кисть правильно.
  • Как часто заниматься? До года заниматься красками достаточно один раз в неделю; в другие дни можете предложить малышу порисовать восковыми мелками, масляной пастелью, полепить из соленого теста или массы для лепки.
  • И только когда вы познакомитесь со всеми свойствами краски, вам откроется простор для совместного творчества.

Что такое сотворчество?

Сотворчество - это совместное творчество взрослого и ребенка. Этот метод полезен для художественного развития малыша, так как дает ему возможность воспринимать явление в двух планах: незаконченное и законченное, которое получилось благодаря участию ребенка.

В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый: тучка и дождик, листики на дереве, цветы на клумбе, горошинки на платье, узор для матрешки, пятна жирафа и так далее.

Или взрослый превращает рисунок ребенка в готовый и законченный образ: дорисовываем ладошку до образа петушка, павлина, котенка, жирафа, букета цветов. Здесь огромный простор для полета вашей фантазии.

Чтобы ребенок успешно освоил пространство листа, предлагаем ему игры-прятки: рисуем зайчика, которого нужно спрятать от волка, а для этого нужно весь лист закрасить зеленой краской, то есть скрыть зайца в траве. Для закрашивания можно использовать маленькие валики.

Большая радость для ребенка - это рисование на природе, на даче или в деревне, где не боишься испачкать ковер или паркет.

Рисуйте много и часто, занимайте вашего ребенка для его развития и его удовольствия. Идеи для творчества с детьми двух и трех лет смотрите в рубрике, посвященной творчеству.

Как рисовать с ребенком — примеры творчества.

Цыплята

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Ладошки превращаются в маленьких цыплят. Глазки дорисовываем пальчиком, клювики и лапки дорисовывает взрослый.

Котенок

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Ладошка превратилась в милого котенка, Аня посадила еще и цветы котенку, и получилась чудная картина.

Петушок и павлин

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Ребенок делает отпечатки ладошек, взрослый помогают ему выбрать цвет, затем дорисовывает детали для полного образа. Такой вид творчества мы освоили в два с половиной года.

Солнышко

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Солнышко может быть разным. Таким его рисуют дети, которые вместе с родителями видели его в разное время суток. Здесь Ане два года и десять месяцев.

Красно солнышко

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Этот рисунок выполнен ребенком самостоятельно в два года и восемь месяцев. Аня сама подбирала краски для рисунка, который выполнен кистью.

Солнышко

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Ребенок рисует круг, закрашивает его, используя кисть, лучики — ладошки. Здесь нужно помочь правильно ставить ладошку, чтобы лучики смотрели в разные стороны. Потом дорисовываем глазки и ротик. Этот рисунок Аня нарисовала в два с половиной года.

Паучок

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Ближе к трем годам ребенок начинает осваивать рисование круга, используйте это в своем творчестве. Круг закрашиваем и рисуем лапки, используя кисть, узор на спинке рисуем пальчиками. И обязательно рассмотрите картинки с паучком и прочтите несколько стихотворений. Этого паука Аня нарисовала в два года и девять месяцев.

Ракета в космосе

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Взрослый рисует ракету, мы использовали здесь технику штампов, ребенок пальчиками дорисовывает космос. Предложите ребенку яркие краски.

Дерево

Как рисовать с ребенком до трех лет?

 

Взрослый рисует ствол, а ребенок дорисовывает листья своими ладошками. Этот рисунок нарисовала Аня в возрасте два с половиной года.

Игры с красками

Игры с красками направлены на развитие познавательной активности. Смешивая краски в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

 

Игра "Таинственные отпечатки"

Предложите малышу стать немного волшебником и поколдовать. Для этой игры нам понадобятся сложенные пополам листы белой бумаги, густая краска и кисточка. По предложению родителя малыш разрисовывает одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу, проглаживает его рукой, хлопает по листу, произнося волшебные слова. Взрослый предлагает ребенку развернуть лист, посмотреть и подумать: что напоминает получившееся изображение. Если малыш еще не владеет речью, взрослый сам предлагает несколько вариантов названий для изображения.

 

Игра "Превращение воды"

Для этой игры понадобится несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета - красной, желтой, синей. 

Ложкой или пипеткой взрослый вместе с малышом добавляют в каждый стакан немного разной краски. Обращаем внимание ребенка на то, какой цвет приобрела вода. Добавляем еще той же краски, чтобы ребенок убедился: вода стала ярче и темнее.

Следующий этап: смешивание красок разного цвета. Малыш должен убедится: при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода и так далее. В конце можно смешать всю цветную воду в отдельном чистом стаканчике и посмотреть, что получилось: должна получится темно-коричневая вода. Такое экспериментирование надолго увлекает детей. 

 

Игра "Волшебная свечка"

Для этой игры понадобится простая восковая свечка. По толщине как карандаш или мелок, чтобы было удобно держать малышу в ручке. Предложите малышу поиграть со свечкой и порисовать на листе бумаги. Обращайте внимание, что свечка баловница и оставляет невидимые следы. Пусть ребенок рисует различные завитушки,  закорючки и "каляки-маляки", пока ему не надоест. 

После этого предложите взять краску и закрасить лист бумаги, где рисовали свечкой. Малыш очень удивится, когда следы от свечи начнут проступать сквозь краску. Придумайте, что из всего этого получилось. 

Подведём итоги

Рисование - это только часть детского творчества. Конечно, есть много увлекательных видов изобразительной деятельности - это и лепка, и аппликация, но о них в следующих наших статьях. По моим наблюдениям дети больше всего любят рисовать, потому что в рисовании можно получить множество положительных эмоций. Наслаждайтесь творчеством вместе с вашим ребенком, играйте с красками, экспериментируйте с ними, рисуйте все, что придет вам в голову. Обыгрывайте детские рисунки, придумывайте про них сказки, и жизнь ребенка наполнится радостью.