Людям понадобилось почти 2000 лет, чтобы создать алфавит и использовать его в чтении. Современным детям необходимо около 2000 дней, чтобы проникнуть в суть напечатанного слова. На протяжении этого времени каждый ребёнок будет осваивать и постигать тысячи слов, десятки тысяч понятий и сотни тысяч слуховых и звуковых ощущений. За эти дни каждый ребёнок пройдёт свою собственную эволюцию чтения. И на этом этапе для каждого ребёнка в его личном развитии любви к чтению огромную роль сыграет среда и его окружение.
Почему же так важно читать перед сном? Со скольки лет начинать? Какие книжки и сказки выбрать? Правда ли что совместное чтение перед сном влияет потом на овладение непосредственно чтением? – ответы на все эти вопросы наведут вас на размышления, а самое главное - вы захотите взять книгу и прочесть её своему ребёнку.
Дочитательсикий период — а вы знали о таком?
Периоды развития чтения.
В развитии чтения, как навыка, выделяют два этапа: дочитательский (когда ребёнку читают) и читательский (когда происходит освоение букв, когда ребёнок соотносит графему-изображение со звуком, соединяет несколько графем, декодирует их и получает слово, обладающее смыслом). В жизни каждого ребёнка все точно знают о значении читательского периода, и почти никто не обращает внимание на дочитательский период, который является не менее значимым. Я хочу рассказать именно о нём.
С чего же всё начинается?
Овладение чтением начинается с самого важного момента в жизни каждого ребёнка – с самой первой истории, когда новорожденного берут на руки и рассказывают ему о том, как его долго ждали и как все рады, что он появился на свет. Подготовка к чтению начинается с самого первого прикосновения и самого первого рассказа малышу. Оказывается, один из показателей будущего умения читать – то, насколько часто ребёнку рассказывали истории и читали книги в первые пять лет его жизни! Исследования показывают, что количество времени, которое проводит ребёнок, слушая чтение близких взрослых, является хорошим предвестником того уровня чтения, которым ребёнок сам овладеет, когда начнёт читать.
Как ребёнок развивается, когда мама читает ему?
Во время совместного чтения ребёнок развивается по нескольким направлениям, каждое из которых, если будет достаточно развито, сыграет свою роль в овладении навыком чтения. Нам, родителям, важно осознавать и понимать, что ни одно из перечисленных направлений не развивается само по себе или в вакууме. Всё это либо прививается самыми близкими людьми, либо они находят отговорки, ссылаясь на нехватку времени, иногда знаний, иногда вовсе ни на что не ссылаясь.
- 1. Фонологическое развитие – способность слышать, различать и делить на части фонемы в словах; способность понимать, что все слова состоят из звуков.
- 2. Семантическое развитие – словарный запас ребёнка, который является двигателем языкового развития ребёнка.
- 3. Синтаксическое развитие – понимание предложений и их смысла в языке и тексте.
- 4. Морфологическое развитие – способность понимать разные виды однокоренных слов и использовать разные грамматические формы в своей лексике. Ребенок с развитыми морфологическими способностями прекрасно понимает, что «лес» - «лесник» - «лесная» - «перелесок» - «пролеска» - всё это слова, происходящие от одного общего слова.
- 5. Прагматическое развитие – способность ребёнка осознавать и принимать социально-культурное значение языка, другими словами это способность использовать имеющиеся в запасе слова в различных жизненных ситуациях.
Постигаем мир слов шаг за шагом.
Мозг маленького ребёнка готовится к чтению значительно раньше, чем это можно предположить, и использует для этого весь опыт раннего детства, каждое ощущение, образ и слово. А всё начинается в нежной атмосфере, в объятиях мамы и папы. И начинается с появлением ребёнка на свет.
С рождения до 6 месяцев
До 6 месяцев рассказывайте ребёнку просто обо всём подряд. Очень важно в этот период петь колыбельные, использовать потешки и прибаутки, сопровождать стихами основные режимные моменты, играть в пальчиковые игры, делать физические упражнения, сопровождаемые художественным словом – главный смысл всего этого – ребёнок воспринимает художественное слово с ощущением того, что он любим.
С 6 месяцев до 18 месяцев
А в 6-7 месяцев происходит важный момент в физическом развитии ребёнка, который выводит и чтение на новый уровень – ребенок начинает сидеть. С этого момента прекрасно подойдут книги с предметными картинками и коротким их описанием (по типу: это зайчик, он умеет прыгать). На этом этапе прекрасно подойдут произведения Агнии Барто из цикла «Игрушки» и Самуила Маршака из цикла «Детки в клетке». Можно и самим сделать подобные книги, посветив их любой теме это очень просто. Возьмите фотоальбом на кольцах, подберите картинки, а к ним стихотворения, вложите картинки и найденные вами стихи на страницы фотоальбома, и наслаждайтесь чтением. Вы можете менять тематику, можете делать подборки по цвету или форме (по типу: на этом развороте стихи и картинки предметов, которые бывают красного цвета, а на этом развороте всё о круглых предметах). Ребёнок, сидящий на коленках у мамы, пусть это будет 1-2 минуты, опять ассоциирует художественное слово с любовью, и сюда уже добавляется непосредственный акт чтения и рассматривания картинок.
Следующий важный шаг, который будет длится до 18 мес – понимание картинок, когда ребёнок распознаёт визуальные образы из книжек. С 6 месяцев с каждым днём растёт способность ребёнка концентрировать внимание, а значит растут и знания ребёнка о знакомых зрительных образах, а самое важное – растёт стремление узнавать новое.
с 2 до 4 лет
По мере того, как растут способности восприятия малыша и его внимание, они начинают взаимодействовать с самым важным предвестником чтения – пониманием того, что у всех живых существ и вещей, которые окружают ребёнка, есть имена и названия. Это понимание возникает в возрасте 18 месяцев и является своего рода открытием в сознании ребёнка.
С этого эвристического открытия начинается следующий шаг в развитии чтения – самостоятельный выбор произведения. На этом этапе, который занимает довольно длительное время с 2 до 4 лет, главное значение чтения – расширение и освоение словаря. Другими словами, чем больше с детьми разговаривают и читают, тем лучше они понимают язык, который их окружает, тем более развитым станет их словарь.
Ещё очень важные открытия!
В возрасте 3-4 лет происходит ещё одно очень важное открытие, имеющее значение для будущего освоения чтения. Его можно представить так: малыш лежит в маминых объятиях, которая нежным голосом читает ему, он рассматривает картинки, рассматривает сам текст, слушает сказку, и постепенно совершает значимое открытие – он понимает, что странные маленькие, состоящие из коротеньких линий, штучки на странице – это буквы, что буквы составляют слова, слова читаются в определённом направлении, из этих слов получается история, а истории можно читать бесконечно. С этим открытием можно связать тягу наших детей читать одну и ту историю множество раз. Ещё это связано с эмоциональным миром ребёнка, но об этом в следующей статье.
Что ребёнок получит во время чтения с вами?
Опытным путём учёные выяснили, что к 5-летнему возрасту некоторых детей из бедной языковой среды отличает пропасть в 32 млн неуслышанных слов.
Сьюзен Кэри из Гарвардского университета изучает то, как дети познают новые слова. В ходе своих исследований она пришла к выводу, что большинство детей в возрасте 2-5 лет узнают и применяют в своём лексиконе 2-4 новых слова ежедневно, а в целом за годы дочитательского периода – тысячи слов. И все эти слова они слышат во время чтения перед сном. И будет это 1-2 тысячи слов или десятки тысяч слов зависит от заботливых людей, которые окружают маленького будущего читателя. К 4-5 годам слова из книг могут стать главным источником словарного запаса в 10000 слов для вашего ребёнка. Или не станут… потому что у мамы с папой были дела куда важнее…
Зачем читать детям сказки?
Я верю, что каждый родитель может быть волшебником для своего ребёнка, а волшебство начинается там, где открывается сказка. Зачем быть волшебником своему ребёнку и читать ему сказки? Сказка — невероятный двигатель развития вашего малыша.
- 1. Вместе с главным героем малыш преодолевает трудности, сражается со злом, учится дружить, любить, радоваться, грустить, сопереживать.
- 2. Хорошая сказка обязательно с добрым концом. Она учит ребёнка здоровому оптимизму, уверенности в себе и своих силах, мужеству и вере в справедливость.
- 3. Сказки помогают передать опыт поколений о жизни. Предостерегают ребёнка от ловушек и опасностей.
- 4. В сказках всегда есть повторения, что помогает запоминанию, развитию новый нейронных связей в мозге.
- 5. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребёнку простыми словами правила жизни: нельзя обижать слабых, обманывать — плохо. При чтении сказок воспитательный процесс проходит незаметно для ребёнка.
- 6. Сказка помогает развитию воображения и фантазии, логики. Пополняет и развивает словарный запас.
итоги
Дети, которых никогда не садили на колени, не обнимали, которые не слышали сказки и рифмованные слова, не представляли себе битвы рыцарей с драконами, которые удерживают принцесс в страшных башнях, имеют гораздо больше шансов не достичь успехов в чтении и вообще в сфере образования. А самое главное, когда вы читаете своему ребёнку, обнимаете его, ребёнок устанавливает тесные связи с вами, и именно в эти важные для вас обоих моменты, мозг ребёнка незаметно от вас обоих подготавливается к чтению. Знайте, что чем раньше вы начнёте ребёнку читать, тем больше он полюбит этот процесс и с каждым днём он будет более значимым в жизни ребёнка.
Любите своих детей! Любите чтение! Любите читать своим любимым детям!
0 комментариев