Принимайте все чувства первенца. Некоторые дети могут открыто выказывать свое неудовольствие появлением малыша: они могут обижать кроху, обзываться, капризничать, не слушаться, проявлять агрессию по отношению к младшему. Или ребенок резко может начать вести себя как маленький: перестать проситься в туалет, начинает говорить как малыш, сосать палец, проситься на ручки и так далее. У детей-дошкольников чаще проявляется возрастной регресс, когда ребенок возвращается к прежним нормам поведения, чтобы добиться повышенного внимания. В этом случае родителям следует проявить терпение и такт. Ребенок ведет себя так, потому что он ревнует и тревожится из-за изменения его положения в семье.

 

Позвольте ребенку иногда побыть вашим «младенцем». Плачет, как новорожденный, — возьмите на руки и успокойте. Не может уснуть — спойте колыбельную, разрешите полежать у вас в кровати. Для ребенка все эти действия послужат доказательством вашей любви. Необходимость в копировании поведения маленького отпадет, если старший будет уверен, что его по прежнему любят и о нем заботятся ничуть не меньше.

 

Чтобы избежать негативного поведения, говорите старшему как можно больше теплых слов: «мне хорошо, когда ты рядом», «как замечательно, что ты у нас есть».

 

Часто обнимайте ребенка, прикасайтесь к нему, целуйте его.

 

Проговаривайте чувства от имени малыша, рассказывайте, что кроха может испытывать по отношению к старшему: «Малыш улыбается, потому что рад видеть свою сестричку», «Малыш машет ручками, потому что хочет обнять свою сестричку».

 

Можно использовать элементы телесной терапии: для этого оба ребенка садятся на колени родителю или ложатся рядом с ним, который их одновременно обнимает и целует.

 

Когда ревнует старший ребенок, родителям важно подобрать правильные слова. Можно сказать, например, так: «Я тебя люблю на пять лет больше! А малыша начала любить только сейчас!»