Как и зачем играть с ребенком?

Как и зачем играть с ребенком?

Дети Игры Родителям

Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем в ней есть период, когда игра - в центре жизнедеятельности человека, приобретает особое значение не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Это период - дошкольное детство.

 

Статью о значении игры в дошкольном детстве ребенка хотелось бы начать словами М. Чепелки

Папа, мама, вы не спешите,
Все дела на завтра, на завтра отложите,
А сегодня поиграйте, как вчера, со мной.
Только, чур, не говорите,
Только, чур, не говорите:
"Завтра, милый мой!"...
Папа, мама, будем играть,
Все дела должны вас подождать.

 

В современном мире, в погоне за успехом для своих детей родители все чаще отдают предпочтение образованию и учебной деятельности, отдавая детей с раннего детства в разные центры, студии, клубы. У малышей практически не остается свободного времени, чтобы поиграть. Между тем развитие ребенка начинается и происходит в игре. Очень хочется донести современным родителям, педагогам и воспитателям ценность игры как деятельности. А значение игры в дошкольном детстве велико, о чем и хочется поведать в нашей статье.

Значение игры для развития ребенка

Игра — это саморазвитие ребенка

Игра – это деятельность для саморазвития. В игре ребенок находит множество возможностей для удовлетворения и развития потребности в самоутверждении, признании, для формирования самооценки. Ценность игры в том, что в ходе ее ребенок может многое узнать о себе, своих резервах, ранее неизвестных ему качествах своей личности. Играя со сверстниками, выстраивая с ними игровые ситуации, ребенок может более адекватно, разносторонне познать себя. Ребенок в игре проверяет свою силу, способности, ловкость, свои знания об окружающем мире, свое внимание, отношение других к себе. В игре ребенок реализует практически все свои возможности.

Игра — это свобода

Игра – это свободная деятельность ребенка, его нельзя заставить, принудить играть. Нет другой деятельности, которая бы предоставляла ребенку столько свободы, возможности для проявления самостоятельности, как игровая. Только в игре малыш сам определяет, во что играть, одному или со сверстниками, какими именно, сам отбирает нужные игрушки. Нельзя заставить играть по принуждению.

Игра — верный спутник детства

Игра – верный спутник детства. Она заслуживает особого внимания за воспитательные возможности, которые в ней скрыты и заложены. Именно в игре ребенок удовлетворяет жизненно необходимые потребности в движении, активности, в деловом, познавательном и эмоциональном общении со сверстниками и взрослыми.

Какие качества личности формируются в игре?

  • В игре активно формируется способность ребенка принимать точку зрения другого человека, смотреть на вещи с его позиции. Тем самым создается возможность преодоления эгоцентризма детского мышления.
  • В игре (прежде всего ролевой) у детей формируется и развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в применении вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних реальных заместителей переходит в дальнейшем в применение заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.
  • В игре, деятельности максимально свободной от всякого принуждения, ребенок раньше всего обретает способность к произвольности, научается регулировать свое поведение, управлять им. Секрет такого эффекта игры в том, что ограничения, заложенные в правилах игры, ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Это есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего ограничения и самоопределения. Игра для детей – это жизнь, в которой происходит процесс их самовоспитания.
  • Игра благотворно влияет на умственное развитие ребенка. Играя, ребенок, усваивает новые знания, приобретает умения, проявляя при этом любознательность, находчивость, сообразительность. Вот почему так важно в процессе обучения помнить об игре, отталкиваться от нее и строить занятия на основе игры в дошкольном возрасте. В процессе игры наиболее успешно формируются такие качества ума, как способность сравнивать, производить действия в умственном плане, осуществлять замещение реальных объектов.
  • В игре ребенок активно овладевает нравственными нормами нашего общества. Всмотритесь в игры ваших детей, и вы увидите, что в них отражаются впечатления, почерпнутые из окружающей действительности. В моей практике был случай, когда дети играли в «дочки-матери», и мальчишка был в игре папой. Вот девочки ему говорят: «Папа, возвращайся с работы». Мальчик-папа приходит с работы, садится на детский стульчик, кладет ноги на детский столик и громким голосом говорит: «Жена, снимай мне сапоги». Эта история и веселая, и грустная одновременно.
  • В игре впервые зарождается и проявляется воображение ребенка – психологическая основа творчества. Детское воображение позволяет ребенку придумывать, а затем реализовывать в игре свои замыслы. А воображение дошкольника – это основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая младший школьный возраст. Поэтому можно сказать, что игра оказывает влияние и на подготовку ребенка к школе.

Как игра влияет на почерк ребенка?

Игра оказывает влияние даже на почерк будущего первоклассника. Интересные данные были обнаружены в результате исследования, проведенного В. В. Степановой. В нем обнаружена такая тенденция: первоклассники, испытывающие трудности в овладении умениями каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения. Большим успехом обладают дети с высокоразвитым воображением. Причину выявленной связи В. В. Степанова видит в том, что при недоразвитии воображения ребенок не способен увидеть со стороны то, что он сделал – мешает отсутствие «интегрального взгляда» на себя, основанного на воображении. Исследователь сделала вывод о том, что ученики, имеющие проблемы с чистописанием, - это вчерашние «полноценно недоигравшие» дошкольники. «Недоиграли» они в том смысле, что либо испытывали дефицит самой игры, либо не нашли в ней пищи для развития воображения.

Как родителям играть со своим ребенком?

Как личность родителей влияет на характер ребенка

Родитель поддерживает инициативу

Ребенка любого возраста привлекает участие в его играх взрослых членов семьи. Взрослый может принимать на себя выполнение главной роли, но при этом он не должен подавлять инициативу ребенка. Играя со своим малышом, взрослый не должен «посягать» на свободу, добровольность, предполагаемые игрой. Нельзя бесцеремонно обрывать игру, навязывать темы, партнеров по игре, определять время, длительность игры. При этом взрослые уверены, что они лучше знают, что нужно ребенку. Беда, что такое отношение к игре как кипяток, под действием которого тает, рушится волшебный мир игры, детские надежды на воплощение детских желаний.

Характер ребенка и темперамент

Родитель — это партнер по игре

Инициатором и организатором игр дома чаще всего становится ребенок, а родители с радостью должны откликаться на просьбы малыша поиграть с ним. Особой признательностью детей пользуются те взрослые члены семьи, которые оказываются способными во взаимодействии с ребенком занять «игровую позицию», стать партнером ребенка по игре. Совместные игры помогают установить с ребенком доверительные отношения, лучше узнать его возможности.

Какие ошибки допускают родители в играх с детьми?

Какие же ошибки допускаем мы, родители, в вопросах детских игр?

  • Прежде всего, образно говоря, не хотим: заняты, устали, лень, не придаем нужного значения… А нужно всего сесть на корточки или стать на четвереньки рядом с ребенком. Не понимаем, что играть ребенку одному неудобно, порой скучно. Игра, практически любая, требует партнера. Какое-то время партнёром может быть кукла или заяц, или медведь… Но ведь игра – это обязательно ситуация. А набор ситуаций с неодушевленным предметом весьма ограничен. Вот почему ребенок так часто просит, чтобы с ним поиграли.
  • Родители и взрослые не принимают активного участия в развитии игры. Чтобы игра не превратилась в стереотипное повторение одних и тех же действий, необходимо вводить в игру ребенка новый сюжет, включая дополнительные действия, предметы и игрушки.
  • Нельзя резко прерывать детские игры. Надо оставлять за детьми право самим завершить игру. Для этого можно выбрать игровую форму обращения ко всем участникам игры: «Магазин пора закрывать на обед», «Поезд прибыл на станцию, а пассажиры отправились на обед в ресторан» и так далее. Проявляйте фантазию, а не авторитарную позицию «игре конец». Разрешайте детям оставлять важные постройки, чтобы доиграть позже.

Советы родителям: как сделать игру полезной

Вот несколько важных правил, которых должны придерживаться родители, активно включаясь в игры своих ребят.

  • Совет первый. Игра должна быть безопасной. Необходимо исключить даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако, нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, на выполнение которых нужны большие усилия.
  • Совет второй. В игре нужно соблюдать чувство меры и осторожности. Необходимо выдерживать грань допустимой снисходительности. В игре нельзя унижать чувства ребенка. Нельзя придумывать глупые клички и прозвища из-за поражения или неудачи. Нельзя подавлять ребенка своим интеллектом: «Ну кто же так ходит? У тебя, что глаз нет, ты что, не видишь?» В этом случае у ребенка разовьются комплекс неполноценности, страх принимать решение, неуверенность в своих силах. С другой стороны, если все время поддаваться, тоже ничего хорошего не выйдет. И сели, как часто бывает, родители не могут найти золотой середины и, не оказывая сопротивления, все время поддаются ребенку, ребенок вырастет с гипертрофированным самомнением и излишней самоуверенностью.
  • Совет третий. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Соглашайтесь на смешные правила. Больше смейтесь вместе с ребенком в процессе игры. Обязательно выделяйте время на игру с ребенком. Помните, главное в игре не количество времени, а его качество. Ребенок не захочет с вами играть, если начало игры сопровождать фразами: «А скоро закончится игра? Ну давай выигрывай быстрее и покончим с этим!»

Подведем итоги

Значение игры в жизни ребенка велико, вот почему все дети постоянно хотят играть и отстаивают это право. Ребенок должен наиграться в детстве, предоставьте ему такую возможность. Играйте вместе со своим ребенком и получайте от этого удовольствие.

 

В процессе совместных игр родители начинают глубже понимать своего ребенка, осознавать, что игра – не пустая трата времени. Во время игры с родителями ребенок ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так важно для психологического здоровья всей семьи. Игра – важнейшая деятельность для сближения и создания взаимосвязи с ребенком.

 

Статью хотелось бы закончить словами великого психолога Льва Семеновича Выготского: "В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя".