Как личность родителей влияет на характер ребенка?

Родителям

Каким должен быть родитель, чтобы быть примером своему ребенку? Ведь характер ребенка, как правило, образуется по образу и подобию характера его родителей. Как поведение родителей влияет на характер детей? Как родители могут негативно повлиять на детей? Как работать над собой, чтобы воспитать здоровую и уверенную в себе личность и сформировать сильный волевой характер - читайте в нашей статье.

Какие факторы формируют характер?

Характер ребенка формируется многими факторами. Важнейшим фактором воздействия родителей на ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Ребенок постоянно нуждается в любви и ласке родителей, испытывает огромную потребность в общении со взрослыми. Эта потребность может быть наиболее полно удовлетворена только в семье. Но родительская любовь, не подкрепленная культурой общения, элементарными знаниями в области воспитания, может принести и некоторый вред формированию личности. Так чрезмерная грубость также губительна как чрезмерная нежность и опека. Родителям нужно учиться понимать своего ребенка, не допускать всепрощения и нетребовательности к нему с одной стороны, а также жестокости и суровости - с другой. Мамам и папам нужно уметь видеть и положительное в своих детях, а еще их недостатки и ошибки в поведении, четко представлять себе, как помочь ребенку превратить их в сильные стороны своего характера.

Решающее значение в формировании характера имеют обстоятельства жизни в семье, образ жизни родителей и их образ мыслей, поведения, к которому невольно приобщается ребенок. В связи с тем, что дети очень подражательны, они копируют то, что воспринимают, особенно если это действует на них длительное время. Вот почему воспитание характера ребенка требует от родителей прежде всего оценки собственного образа жизни. Ребенок с самого раннего детства воспринимает образ жизни родителей, их отношения между собой, поведение, культуру общения и, как в зеркале, отражает это сперва неосознанно, по подражанию, а затем и сознательно, в силу любви и уважения к ним.

Влияние родительского воспитания закрепляется и приумножается в процессе совместной деятельности: игровой, и учебной, и трудовой. При этом ребенка нужно не только научить познавать наш мир в деятельности, но и учится управлять собой в этом мире. 

Именно личные качества родителей, их взгляды, убеждения, отношения к старшему поколению, моральные принципы, отношение к труду, поведение в быту - весь образ жизни семьи, ее атмосфера, закладывают фундамент личности ребенка.

 

Как общение влияет на характер ребенка?

Дети - это отражение родителей, миниатюрная копия из хрусталя, которая может блестеть, радуя своей красотой, а может разлететься на тысячи мелких осколков. Всё это зависит от эффективности общения, от времени, уделённого ребёнку, от реакции родителей на разные жизненные ситуации, от способов решения семейных проблем. 

Характер каждого ребенка неповторим, вместе с тем он содержит и то, что присуще всем членам семьи. Полнота и сила характера зависят от круга впечатлений и разнообразия деятельности близких людей. В семье, где дети получают богатые впечатления, активно участвуют в решении семейных задач, живут разнообразной жизнью, у них образуется богатый и активный характер.

Любая совместная деятельность требует общения, а в общении формируется общительность как важнейшая черта характера. Деятельность требует взаимодействия, в проессе которого формируются такие качества, как чуткость, внимательность, способность придти на помощь.

В современном мире, наполненном суетой и спешкой, родителям нужно учиться дружбе и общению с ребенком, с помощью которых они передают ребёнку те нравственные ценности, которые помогут взрослеющему человеку находить единственно правильное решение в преодолении трудностей, верно оценить свои поступки, достойно исправить ошибки. Каждый день задавайте ребёнку вопросы, очень много вопросов. Ведь правильно заданные вопросы воспитывают, наставляют, заставляют думать, затрагивают чувства, вызывают эмоции.

Для эффективного общения не нужно много времени, но оно будет качественным только тогда, когда родители с головой окунутся в водопад событий ребёнка. Выберите одно и тоже время, когда все члены семьи дома, собирайтесь за одним столом, ужинайте или пейте чай, обсуждайте важные для каждого из вас вопросы. Но помните, что беседа об утерянной кукле имеет такой же вес, как и разговор о подписании нового договора с партнёром.  Через такие семейные обсуждения передается жизненный опыт и семейная мудрость.

Потребности, интересы, убеждения и чувства родителей дают представление ребенку об отношении одного человека к близким окружающим людям, к материальным и духовным ценностям, к самому себе. В отношениях проявляется сущность личности и ее характера.

Какое поведение родителей влияет на ребенка?

Стиль воспитания в семье — ежедневное поведение родителей по отношению к своему ребёнку. Родители, которым не хватает хороших родительских навыков, часто реагируют на плохое поведение ребёнка угрозами, физическим наказанием, криком, скандалами. Но это лишь загоняет проблему ещё глубже.

Гиперсоциальность – повышенная принципиальность, трудность достижения компромиссов. Это часто приводит к недоверию к возможностям детей, что выражается в настороженности и подозрительности, неверии в самостоятельность ребенка, перепроверке его действий, опеке.

Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждения. От таких родителей часто можно услышать: «Мал еще знать! Не дорос понимать!» Ребенок не прав всегда. Он ждет, когда же он дорастет, чтобы знать, чтобы понимать, но этого не случается. И в 18 лет уже будучи юношей, он слышит от родителей: «Еще молоко на губах не обсохло, а он решил!»

Доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими, которая выражается в большом количестве угроз, репрессивных мер, использовании постоянного контроля, который буквально обрушивается на детей и создает условия для повышенной невротизации.

Аффективность – склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, которая создает в доме суматошность, хаотичность, всеобщее возбуждение.

Сензитивность — повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться. Мелкие неудачи детей воспринимаются как масштабные трагедии, а легкие ушибы, как переломы или сотрясения мозга.

Обращаясь к родителям, Антон Семенович Макаренко говорил:

 

"Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете."

Какие ошибки допускают родители в отношениях с ребенком?

Наличие указанных личностных черт приводит к ошибкам в воспитании, к невротическим состояниям. В связи с проявлением недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности, эгоцентричности в поведении родителей по отношению к детям возникают следующие проблемы:

  • Непонимание своеобразия развития личности своего ребенка.
  • Неприятие своего собственного ребенка.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Этот фактор вызывает огромное нервно-психическое перенапряжение у детей.
  • Негибкость родителей в отношениях с детьми. Она выражается в недостаточном учете ситуации, несвоевременном отклике, предвзятости суждений, навязывании мнений.
  • Неравномерность отношений родителей к детям в различные годы их жизни. Недостаток заботы сменяется его избытком и наоборот. Это приводит к скачкообразному развитию психических явлений.
  • Непоследовательность в обращении с детьми. Обещания и угрозы, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованием и контролем, переход из одной крайности в другую

Советы родителям

Действуйте согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание ориентации и увлечения детей.

Будьте просты и непосредственны в общении, позволяйте выражать детям свои чувства и вовремя стабилизируйте возникающее у них нервное напряжение.

Будьте отзывчивы к нуждам и запросам детей.

Любите детей и всегда будьте к ним добры.

Родители, справляйтесь со своими личными проблемами, не перекладывайте их на хрупкие плечи детей и поддерживайте теплые отношения в семье.

Какое неправильное поведение родителей негативно влияет на успехи ребенка?

Резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию. Это способствуют невротизации личности ребенка, развитию приспособленческих реакций и других негативных черт характера.

Чрезмерные требования к ребенку без учета его возрастных возможностей и индивидуальных способностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.

Сравнивание ребенка (его дел и поступков) с кем-то другим. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой стороны – формируют негативизм, эгоизм и зависть. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.

Грубая интонация, негативная эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Распространение негативной оценки деятельности ребенка на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

Негативная оценка деятельности ребенка, когда родители говорят: «Ты не умеешь рисовать, строить». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к этому виду деятельности, утрачивает уверенность в себе!

Как оценка родителей влияет на характер ребенка?

Дети в особой степени нуждаются в добром отношении к себе. Внимание, ласковое отношение, любовь согревают, ободряют, заряжают на результативную активность.

Из многочисленных исследований известно, что оценка родителями детей становится оценкой детьми самих себя. Установлено, что при длительном захваливании ребенка в семье у него формируется установка собственного превосходства и исключительности. Такой ребенок все время и везде требует привилегий, и такое поведение становится привилегированным по отношению к самим родителям, которые часто страдают от "маленького принца или принцессы", живя только интересами своего ребенка в ущерб своим. Чувство обиды типично для  захваленного, что способствует образованию тяжелого характера.

Но есть и другая крайность - это постоянный укор ребенку. Иногда можно применить наказание ребенка за серьезный проступок, но нельзя постоянно и систематически подчеркивать его недостатки, если даже действительно они и есть. Гёте писал, что в отношениях с людьми (особенно с детьми) частое подчеркивание их недостатков никогда не позволит сделать людей лучше.

Переоценка и недооценка личности ребенка в целом или его способностей имеют далекие и весьма тяжелые последствия для формирования характера. Поэтому изучайте своих детей, замечайте их сильные и слабые стороны.

Всегда проявляйте уважительное отношение к вашему ребенку в любом возрасте - это значит проявлять внимание к его нуждам и запросам, влечениям, интересам; терпеливо выслушать и постараться понять, что он хочет и почему хочет. Одобряйте положительные поступки и создавайте условия для проявления всего хорошего и доброго, что есть в каждом ребенке - это значит закрепляйте все хорошее и положительное в личности, терпеливо разъясняйте пользу или вредность тех или иных намерений и поступков.

Уважение и любовь всегда сочетайте с разумной требовательностью.

Итак, возникает два самых главных вопроса: "Как хвалить?" и "Нужно ли высказывать отрицательную оценку?". Прошу быть внимательными, здесь речь не идет о наказании, а только об оценке поступков.

Об этом нельзя говорить коротко, но я постараюсь поделиться своим опытом, что действительно проверено и работает. Начнем с похвалы. Чем младше ребенок, тем больше положительных оценок он получает от взрослого. Это еще заметила Агния Барто: "Она прибавила сто грамм! Ну девочка, ну умница!" Чем старше становится малыш, тем больше оценивайте его деятельность: "Ты смело делаешь первые шаги! Меня восхищает, как чисто ты вытираешь пыль!" и так далее. Все что хорошо получается у ребенка, возносите до небес, но делайте это адекватно. Маленькие дети любят приносить радость самым близким людям. Поэтому при оценке находите взаимосвязь между деятельностью ребенка и вашим настроением. Детям постарше, начиная с пяти-шести лет необходимо указывать на промахи, неудачи, ошибки, но делать это ободряюще. В этом случае помогает известный метод "бутерброда": хвалим - указываем на негативное - хвалим на перспективу. Например: ты отлично поработал, решил все примеры, но сегодня в решении есть одна ошибка, будь внимательнее, я уверена, что завтра ты решишь все намного лучше.

Хочется поделится золотым правилом воспитания: лучше и проще поощрять правильное поведение, чем наказывать за ошибки.

И самый главный совет родителям - всегда выполняйте свои обещания, даже если это обещание наказать!

Нельзя наказывать ребёнка лишением прогулки, тем более лишением пищи. Сделайте так, чтобы прогулка утратила свою увеселительную функцию. Можно наказать тем, что не пойдёте кататься на горку или качели. Идите гулять в любом случае, но не развлекаться - это может быть просто пешая прогулка вокруг дома или по двору, во время которой у вас есть возможность откровенно поговорить с ребёнком о его проступке.

Оценивайте поступки и действия ребенка, но не личность, наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на вашу оценку, и соответсвенно своим наблюдениям выстраивайте дальнейшие отношения.

Когда дочь училась в первом классе, она однажды пришла и сказала, что в школе будет проходить конкурс талантов, что она уже записалась и будет петь песню "В лесу родилась ёлочка". Я, обалдевшая от новости, чуть не выпалила: "Какая песня! У тебя же нет голоса, да и поёшь ты не очень!" Но вместо этого собралась с мыслями и сказала, что помогу дочке подготовится к конкурсу, пусть попробует свои силы. Мы нашли минусовку песни, репетировали каждый день, одним словом готовились. Аня перед конкурсом сказала: "Мама, понимаешь, я хочу узнать, что такое быть на сцене, когда на тебя смотрит много людей, хочу испытать себя, услышать себя со стороны". В конкурсе Аня не прошла во второй тур, но она извлекла из этого свой урок, пережила свой личный опыт, оценила сама и свой голос и свои силы в пении, сделала свои выводы. А я бы могла посеять в ней зерно неуверенности в себе, что она какая-то не такая, создать почву для комплексов. Прислушивайтесь к своим детям, помогайте им приобретать свой опыт.

Подведем итоги

Прочитав нашу статью, надеюсь, что родители научатся видеть недостатки у себя, а не только в ребенке, перестанут требовать того, в чем сами не являются примером. Прекратят приписывать детям вредный характер, оказывающийся на поверку защитной реакцией в ответ на неимоверные требования взрослых. Вы сможете установить ровные, доверительные и эмоционально теплые отношения с детьми, которым так не хватает простой родительской душевной щедрости.

Ваша главная родительская обязанность - терпеливо и убедительно объяснять ребенку, почему он должен вести себя так и почему нельзя иначе, рассказывать о последствиях положительного и негативного поведения.

Проанализируйте свои родительские ожидания. Насколько они реальны и соответствуют способностям вашего ребёнка? Уважение и любовь сочетайте с требовательностью, а требовательность повышайте по мере взросления сына или дочери. Приложите все усилия, чтобы избегать грубых ошибок в воспитании самого дорого и прекрасного – вашего ребенка.