Сегодня очень популярно говорить о развитии эмоционального интеллекта. Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок понимал эмоции других, умел объяснять свои. Как это сделать? С чего начать? – вот частые вопросы простых родителей. И у меня для вас такой же простой ответ – говорить о своих эмоциях и читать ребёнку. А как совместное чтение влияет на развитие эмоционального интеллекта читайте в статье. И смотрите самую хорошую подборку книг об эмоциях, которые помогут вам и вашему малыш изучить такой разнообразный мир эмоций.

Вы только представьте... .

Чтение в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на эмоциональный интеллект ребёнка. Вы только представьте себя, а на коленках у вас сидит ваш малыш, а вы мягким ласковым голосом читаете ему. И в эти моменты ребёнок проводит параллель между картинками в книге и конкретными прочитанными историями. Он понимает, что истории передают конкретные чувства, которые сопутствуют словам, прочитанными мамой, - чувства разные, от счастья и радости до страха и печали. Через истории и книги ребёнок познаёт всю яркую палитру эмоций. Вот ещё одна причина бесконечных просьб ребёнка почитать одну и ту же книгу. Ему знакомы эмоции, которые он переживает в конкретной истории, ему нравится их проживать снова и снова. И ещё погружение в известную историю становится безопасным местом, где ребёнок начинает «примерять» эмоции на себя, а они в свою очередь становятся мощными участниками его развития.

Учимся вставать на место другого

Связь чтения и эмоций очень велика. Когда маленьким детям читают, они учатся испытывать новые чувства, а это подготавливает ребёнка к пониманию более сложных эмоций, которые они начнут постигать, когда сами начнут читать свои первые книги. Именно в «дочитательский» период формируется самый важный социальный, поведенческий и эмоциональный навык – умение вставать на место кого-то другого. Во время чтения дети пропускают через себя и постигают чувства, которые объединяют их с другими людьми, они начинают понимать, что конкретная эмоция доступна не только одному ребёнку, или его близким, но и вообще всем людям. Это важное открытие в эмоциональном развитии приходит к детям во время постоянного чтения разных историй и сказок.

Ещё одна связь эмоций с чтением и воображением заключается в проживании историй, которые в реальной жизни никогда с ребёнком не могут случиться. Ребёнок познаёт себя в ситуациях, в которых он никогда не окажется: полёт на воздушном шаре вокруг света, танцы до полуночи на королевском балу, поиск пиратских сокровищ – всё это не доступно в жизни, но ребёнок может узнать, что бы он почувствовал, окажись он в таких ситуациях. Лишая ребёнка чтения сказочных историй, вы лишаете его возможности самопознания и раскрытия своего собственного «Я».

Выходим за рамки

Слушая читаемые мамой сказочные истории, ребёнок может покинуть собственное сознание и переместиться в сознание главного героя, думать, как он, попасть в другую эпоху и культуру. Чтение позволяет понять и пережить, что чувствует рыцарь, спасая принцессу от коварного дракона, как чувствует себя искатель приключений, как ведёт себя проказник: сожалеет о поступке или всё отрицает. Чтение на короткое время вдохновляет, иногда печалит, но всегда обогащает эмоциями и впечатлениями. Пропустив через себя такие разные ощущения, ребёнок осознаёт уникальность своих собственных мыслей – постигает самого себя, понимает себя и свой внутренний мир.

Дети любят сказку, потому что сказка любит поиграть и помечтать с ребёнком. Самую обыкновенную щётку она может превратить в дремучую чащу, самое простое зеркальце — в озеро. Но чувства, которые испытывают сказочные герои, — не выдуманные, а настоящие. Деток глубоко трогает печаль Алёнушки, потерявшей братца Иванушку. Мы всей душой сочувствуем и желаем счастья обездоленной Золушке...

Сказка — вымысел, и всё же она учит правде. Правде и справедливости. Забавляя детей, сказка доводит до них серьёзные мысли и большие чувства. За всеми сказочными чудесами внимательный читатель разглядит то поистине чудесное, что таится в глубоких человеческих чувствах — в любви, в дружбе, верности.

Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть её основа — характеры героев, их побуждения и поступки. Если в сказке будет всё сплошь неправдоподобно, ребятишек не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения. Сказка потому и трогает деток, что самое главное в ней — отношения между героями, их характеры.

Главное значение чтения в развитии эмоций – способность маленького слушателя выходить за рамки того, что заложено в тексте автором. Во время чтения ребёнок начинает связывать написанное автором со своим мышлением и внутренним миром – это главный виток в развитии эмоций в дошкольном возрасте.

Всё будет хорошо!

Сказки — специфический жанр. По законам сказки, в какие бы злоключения не попали главные герои, всё всегда заканчивается хорошо. Добро побеждает зло. Малыш проходит этот непростой путь вместе с любимым персонажем. Встречается с препятствиями, борется с врагами, проживает предательство, попадает в пучину отчаяния. Зато в конце всё будет хорошо. И если это не первая сказка, а очередная, то в самый тёмный эпизод повествования, вместе с переживанием за судьбу главного героя, всё равно будет подспудное знание того, что всё закончится хорошо. победой, триумфом, возмездием. Или простым "жили они долго и счастливо". В итоге формируются такие нейронные связи, которые в сложной жизненной ситуации помогут удержаться, не опустить руки. Сказка населяет наше подсознание на всю дальнейшую жизнь, что локальный трындец непременно закончится, и всё будет хорошо.

Какие книги про эмоции почитать?

Чтение и эмоции

Чтение и эмоции

Чтение и эмоции

Чтение и эмоции

Чтение и эмоции

Чтение и эмоции